Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной
Прежде чем вы узнаете, в чем заключается разница квалифицированной и неквалифицированной электронной подписью, следует знать — существует два типа ЭЦП: простая и усиленная. Последняя подразделяется на квалифицированную и неквалифицированную.
Отличие простой электронной подписи от усиленной
Простая ЭЦП содержит зашифрованную персональную информацию о владельце. Используется для подтверждения авторства перед отправкой данных. Выпускается для физических лиц и сотрудников организаций.
- Степень защиты — низкая, на основе кодов и паролей;
- Сфера применения — онлайн-банкинг, портал Госуслуг, внутренний документооборот организации.
Усиленная ЭЦП подтверждает личность отправителя, гарантирует неизменность отправленного документа, заменяет собственноручную подпись и печать. Делится на квалифицированную и неквалифицированную ЭЦП.
- Степень защиты — высокая, на основе криптографического преобразования;
- Cфера применения — удаленное заключение договоров, сдача отчетности, документооборот с госструктурами и контрагентами.
Главное отличие усиленной ЭЦП от ЭЦП простой — сфера применения, степень безопасности и защиты данных. Простой вид не требует установки дополнительного программного обеспечения. Пример использования — регистрация парой «логин-пароль» на любом интернет-ресурсе, а также подтверждение платежа путем ввода кода, полученного в СМС-сообщением.
Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной
Оба вида ЭП создаются путем криптографического преобразования документа, подтверждают авторство и отсутствие изменений после подписания. С юридической точки равнозначны собственноручной подписи и печати. Отличие квалифицированной ЭЦП от неквалифицированной заключено в степени защищенности и возможностях.
Особенности неквалифицированного типа ЦП:
можно получить в неаккредитованном УЦ;
не надо приобретать сертифицированный ключ проверки;
позволяет участвовать в торгах в качестве поставщика.
Перед использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания контракта и документооборота с контрагентами необходимо заключить предварительный договор.
Отличие квалифицированного типа ЦП:
выдают только аккредитованные УЦ;
владелец получает открытый и закрытый ключи проверки;
владельцу выдается квалифицированный сертификат, данные которого заносятся в госреестр;
позволяет участвовать в торгах в качестве поставщика и заказчика.
Для заключения контрактов и ведения документооборота не требует предварительной договоренности. Квалифицированная ЭЦП автоматически придает документу юридическую силу, поэтому используется для сдачи отчетности, участия в торгах и аукционах, в торгах банкротов, на коммерческих площадках, при взаимодействии с ЕГАИС и иными структурами. Таким образом, квалифицированная ЭЦП позволяет решать практически любые производственные задачи, открывает для компании новые возможности и перспективы, упрощает взаимодействие с действующими и будущими деловыми партнерами.
Как выбрать электронную подпись
Подбирать подходящую ЭЦП следует, исходя из назначения. Для внутреннего документооборота подойдет любая, в том числе простая. Для работы с порталом Госуслуг, площадками электронных торгов, сайтом ФНС и иными контролирующими органами понадобиться усиленная квалифицированная подпись.
Второй выбор — тариф обслуживания, который должен включать все важные для вас услуги. Например, круглосуточная техподдержка, напоминание о необходимости продления сертификатов, консультации и обучение работе с электронными площадками и иное. Правильно подобранный тариф позволит сэкономить на обслуживании и сделает процесс пользования ЭЦП максимально удобным.
Помните! Выдавать усиленную квалифицированную подпись могут только аккредитованные Удостоверяющие центры.
Как получить электронную подпись
Получить ЭП просто, для этого необходимо выполнить несколько действий:
Выбор типа электронной цифровой
подписи (ЭЦП) на основе операций, для
которых она потребуется
Выбор удостоверяющего центра (УЦ),
предоставляющего сертификат и
программу-криптопровайдер с ключом
(набор символов)