Минэкономразвития РФ о преимущественной закупке товаров российского происхождения отдельными видами ЮЛ
В Письме Минэкономразвития РФ № Д28и-1038 от 26.04.2016 г. рассмотрен вопрос применения положений Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., основными принципами которого являются равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., участником закупки может быть любое ЮЛ/несколько ЮЛ, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физлицо/несколько физлиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе ИП/несколько ИП, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, положения Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. призваны обеспечить равный доступ к закупкам для всех участников.
РФ вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), базовые принципы которой предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения.
В соответствии с пп. а п. 8 ст. III Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), национальный режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные и муниципальные заказчики).
Учитывая, что закупки товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., осуществляются в том числе в целях коммерческой перепродажи или для использования в производстве для коммерческой продажи, к отношениям, которые являются предметом регулирования Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г., положения соглашений всемирной торговой организации применяются в полной мере.
Т.о., преимущественная закупка российских товаров в рамках Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г. может трактоваться как противоречащая базовым правилам ВТО.
С учетом изложенного заказчики не вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявки отечественное происхождение товара и устанавливать в документации о закупке приоритет товарам российского происхождения.
Минэкономразвития РФ обращает внимание на то, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством РФ специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Действующими нормативными правовыми актами федеральный орган исполнительной власти Минэкономразвития РФ РФ не наделен компетенцией по разъяснению законодательства РФ.