Использование электронной подписи, как форма реализации права
В настоящее время электронный документооборот оказывает существенное влияние на экономику Российской Федерации и правовую жизнь граждан и организаций, что связано прежде всего с развитием новых технологий, а также внедрением достижений науки.
Действительно, научно-технический прогресс не стоит на месте, он постоянно развивается и достаточно активно внедряется во все области жизнедеятельности человеческой жизни, в том числе в общественные и правовые отношения. Появление и повсеместное распространение сети Интернет с ее широкими возможностями создания, распространения, получения и обработки электронной информации оказывает огромное влияние на методы и способы осуществления предпринимательской, государственной, общественной и иных видов деятельности.
В условиях экономико-ориентированного общества ключевую роль играют телекоммуникационные сети как среда для сбора и обмена информацией на локальном, общегосударственном и международном уровне. В свою очередь Интернет как глобальная телекоммуникационная сеть наряду с ключевой ролью в техническом прогрессе по мере увеличения количества пользователей играет роль социального фактора, что делает возможным включение связанных с ним проблем в предмет гуманитарных наук.
Глобальное или масштабное развитие систем электронного документооборота, электронных платежей, электронной почты, распространение информационных систем с достаточно большим числом пользователей ставят серьезную задачу по нахождению инструмента взаимодействия с помощью электронных средств, при котором пользователи, в том числе незнакомые друг с другом, могли бы достоверно передавать друг другу информацию, точно определять источник той или иной информации, полученной ими по электронным каналам, а сам источник информации не мог бы отрицать свое авторство.
По мнению Президента РФ В.В. Путина, за последние годы Интернет прочно... вошел в повседневную деловую жизнь страны. Более того, практически во всем мире стал самостоятельной отраслью... Россия не отстает и не остается в стороне от глобальных трендов. Российская аудитория Интернета... крупнейшая в Европе, превышает 80 миллионов пользователей, из них 62 миллиона человек выходят в онлайн ежедневно [1].
В силу постоянного роста объемов информации, содержащейся в информационных системах, системы электронного документооборота способны найти широкое применение в управленческих и коммерческих процессах при условии, что достоверность содержащейся в них информации не вызывает сомнения.
Институты электронного документа [2] и электронной подписи представляют собой инструменты, которые обеспечивают динамику развития общественных отношений, защиту субъективных прав и интересов участников электронного документооборота. Для юридических лиц электронная подпись - это существенный инструмент, позволяющий наладить эффективную и удобную работу системы электронного документооборота как внутри организации, так и во взаимоотношениях с контрагентами. Электронная подпись для физических лиц является удобным способом ускорить и упростить взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями, образовательными учреждениями и др. через сеть Интернет.
Возможность использования электронной подписи рассматривается как процесс реализации юридических норм, закрепляющих прежде всего правовые возможности (дозволения), а именно: право на использование электронной подписи любого вида по своему усмотрению; право на использование по своему усмотрению любой информационной технологии и технических средств и др. Это означает, что рассмотрение использования электронной подписи как деятельности, направленной на осуществление юридических возможностей, напрямую связано с определением сферы юридических дозволений (возможностей) при совершении различных юридически значимых действий определенными средствами.
С точки зрения теории права правовые средства, во-первых, выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей; во-вторых, отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений; в-третьих, сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, функциональной стороны механизма правового регулирования, правовых режимов; в-четвертых, приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования; в-пятых, обеспечиваются государством [3].
Рассматривая электронную подпись в качестве правового средства, необходимо отметить, что с помощью ее использования реализуются управомоченные нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Это находит свое отражение в следующих нормативных правовых актах:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) регулирует использование электронных документов и электронной подписи при совершении сделок и заключении договоров (ст. 160, 434, 847 ГК РФ). Так, согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ электронным документом, передаваемым по каналам связи, признается информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту;
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (далее - НК РФ) определяет возможность использования электронных счетов-фактур. Так, счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком (ст. 169 НК РФ);
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) регулирует правила использования электронной подписи в области гражданско-правовых сделок, оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, совершения других юридически значимых действий;
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) дает понятие электронного документа и смежных с ним областей, а также регулирует отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, применении информационных технологий, осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Так, согласно п. 11.1 ст. 2 Закона об информации электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, а также разрешает составление первичных учетных документов в электронном виде и регулирует их использование. Так, согласно п. 5 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) указывает на возможность и необходимость использования электронной подписи, а именно допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. В настоящее время все государственные закупки осуществляются в единой автоматизированной информационной системе государственных закупок с использованием электронной подписи. В данной единой информационной системе размещается такая информация, как: планы-графики закупок и информация о ходе их реализации, извещения об осуществлении закупок, документация о закупках, реестр контрактов, заключенных по результатам проведения таких закупок, реестр заключенных заказчиками контрактов, реестры жалоб, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков и другая информация. Вся перечисленная информация подписывается уполномоченным лицом средствами электронной подписи;
- Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" устанавливает возможность при подаче заявок на организованных торгах использовать электронные подписи, аналоги собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие, что документ исходит от уполномоченного на это лица. В этом случае порядок использования электронной подписи, аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств идентификации должен быть определен правилами организованных торгов или договором;
- Правила использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", устанавливают порядок использования электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- Приказ Минфина РФ от 25 апреля 2011 г. N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи" определяет порядок обмена электронными юридически значимыми счетами-фактурами и др.
Использование электронной подписи как формы реализации права характеризуется следующими признаками: во-первых, электронная подпись является универсальной формой реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ; во-вторых, деятельность, связанная с использованием электронной подписи, представляет собой дозволенное поведение адресатов реализуемого права; в-третьих, использование электронной подписи осуществляется субъектами, которые являются адресатами реализуемых правовых норм; в-четвертых, при использовании электронной подписи преобладают не властные индивидуальные решения, что характерно для процесса правоприменительной деятельности, а обыкновенные акты поведения; в-пятых, использование электронной подписи, являясь правореализационной деятельностью, носит правомерный характер; в-шестых, использование электронной подписи упорядочивает общественные отношения в сфере совершения юридически значимых действий, а значит, является одним из основных способов приобретения и пользования социальными благами.
Для того чтобы в полном объеме рассмотреть вопрос использования электронной подписи как правового средства, необходимо определить, что представляют собой понятия "подпись", "электронная подпись", каким образом они закреплены в законодательстве, а также чем обусловливается различие понятий "электронная подпись" и "собственноручная подпись" в российском законодательстве и на практике. Сразу отметим, что электронная подпись является полноценной заменой рукописной собственноручной подписи и она обладает такой же юридической силой.
В настоящее время в законодательстве отсутствует легальное определение понятия "подпись", однако существуют различные определения в энциклопедической литературе. Так, например, в Юридическом энциклопедическом словаре подпись - это собственноручно написанная фамилия, обязательный реквизит служебных документов (акта обследования, заключения) и правовых актов (закона, акта управления, судебного решения, договора) [4]. В Словаре русского языка даются такие определения подписи: 1) надпись под чем-нибудь; 2) собственноручно написанная фамилия [5].
В целях определения сущности понятия "подпись" с точки зрения права целесообразно обратиться к ГК РФ, где указано, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Таким образом, подпись рассматривается как некое самостоятельное средство, индивидуализирующее каждого гражданина.
Поскольку законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо правил совершения личной подписи, возникает вопрос о возможности использования в качестве таковой некоторой произвольной последовательности символов.
На практике (в том числе и в обыденном понимании) под подписью часто понимают некоторое упрощенное, сокращенное в произвольной форме написание фамилии и инициалов (или же одного из них), то есть речь идет о некоторой аббревиатуре, росчерке, который также называют "параф". Указанное обыденное понимание подписи не может удовлетворять формальным требованиям, предъявляемым к юридическому определению понятия "подпись".
Обратимся к ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов" [6] (далее - ГОСТ Р 6.30-2003), который устанавливает требования к оформлению организационно-распорядительных документов. В состав реквизитов оформляемых документов входит такой реквизит, как подпись, который должен включать: наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное - на документе, оформленном на бланке); личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилия). Таким образом, ГОСТ Р 6.30-2003 разделяет понятия "подпись", "личная подпись" и "расшифровка подписи", которая предполагает указание инициалов и фамилии. Таким образом, как нормативное регулирование, так и практика не определяют однозначных требований к совершению собственноручной подписи.
Интересным представляется вопрос об использовании аналогов собственноручной подписи. Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование факсимильного воспроизведения подписи при совершении сделок с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Кроме того, согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" документы, необходимые для заключения договора потребительского кредита (займа), включая индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа) и заявление о предоставлении потребительского кредита (займа), могут быть подписаны сторонами с использованием аналога собственноручной подписи способом, подтверждающим ее принадлежность сторонам в соответствии с требованиями федеральных законов, и направлены с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Далее обратимся к понятию "электронная подпись". Согласно Закону об электронной подписи, электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Иными словами, электронная подпись - это информация о лице, подписавшем другую информацию [7].
Применительно к электронной подписи можно говорить о совокупности сведений о физическом лице, не имеющих отображения на бумажном носителе, то есть совокупности символов, представляющих собой специальный код, расшифровываемый исключительно в электронной форме документа. При осуществлении подписания документа происходит преобразование символьного кода в буквенный и отражение его в электронном документе. Между тем обязательным условием использования электронной подписи является ее связь с содержанием самого подписываемого документа, и электронная подпись, рассматриваемая отдельно от документа, никакого юридического значения, а тем более юридической силы не имеет.
Обращаясь к вопросу правового регулирования Закона об электронной подписи, следует отметить, что он, во-первых, регулирует общественные отношения в области использования электронных подписей; во-вторых, устанавливает определенные требования к электронной подписи, а также к порядку ее использования, созданию и проверке; в-третьих, определяет юридическую силу документов, подписанных электронной подписью.
Действительно, согласно Закону об электронной подписи информация, подписанная электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (для неквалифицированной электронной подписи), и кроме случаев, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (для квалифицированной электронной подписи). Таким образом, электронная подпись используется для однозначной идентификации лица, подписавшего документ, а также придает юридическую силу подписываемому документу наравне с документом, подписанным собственноручной подписью.
Приведенное определение цифровой подписи позволяет выделить следующие ее функции:
- идентификация автора электронного документа;
- подтверждение полномочия лица, подписавшего электронный документ;
- гарантированность подлинности электронного документа;
- подтверждение действительности возникших обязательств;
- обеспечение прав и законных интересов субъектов правоотношений.
Проводя сравнение по признаку формализации определений собственноручной подписи и электронной подписи, использованных в российском законодательстве, следует отметить, что законодатель, в отличие от собственноручной подписи, определив понятие электронной подписи, установил требования, предъявляемые к ней, условия, порядок ее применения и использования, тем самым фактически снял все вопросы о том, что же является подписью документа (ее аналогом), оформленной должным образом.
Наряду с рядом очевидных преимуществ использования электронной подписи в документообороте нельзя не упомянуть и об определенных проблемах, связанных с ее применением. Одним из главных вопросов применения электронной подписи является вопрос идентификации лица, непосредственно подписавшего документ.
Действительно, положения ст. 4 Закона об электронной подписи устанавливают принципы использования электронной подписи, среди которых - право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия. В то же время ст. 10 Закона об электронной подписи определены обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленной электронной подписи, в числе которых имеется обязанность участника электронного взаимодействия обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия. Что касается определения конфиденциальности информации, то согласно п. 7 ст. 2 Закона об информации под конфиденциальностью информации понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Таким образом, можно предположить, что законодательством допускается подписание документа электронной подписью, оформленной на одно лицо другим лицом, с согласия первого, то есть сам факт применения подписи не является подтверждением того, что она совершена именно ее владельцем.
Вместе с тем ГК РФ определяет электронную подпись как реквизит, придающий юридическую силу документу и являющийся аналогом собственноручной подписи. Очевидно, что в случае делегирования полномочий другому лицу это лицо подписывает документ своей собственноручной подписью. Также из определения электронной подписи, приведенного в п. 1 ст. 2 Закона об электронной подписи, следует, что электронная подпись используется в том числе для определения лица, подписывающего информацию. То есть в случае если владелец электронной подписи передал ее другому лицу, то определить, кто именно подписал документ, не представляется возможным, поскольку участники электронного документооборота будут иметь доступ лишь к информации о владельце данной подписи. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в законодательстве Российской Федерации существует некоторая неопределенность в вопросе использования электронной подписи лицом, не являющимся ее владельцем.
На практике в организациях электронная подпись руководителя зачастую используется другими сотрудниками, например бухгалтером для сдачи отчетности, юристом для направления документов в суд и т.д. Следует отметить, что довольно часто встречаются случаи, когда в результате передачи владельцем ключа электронной подписи другому лицу в результате действия последнего для владельца наступают неблагоприятные последствия. Очевидно, что в подобных ситуациях владелец электронной подписи захочет отказаться от факта подписания соответствующих документов от своего лица и добиться признания незаконными определенных действий, повлекших соответствующие неблагоприятные последствия. В связи с этим необходимо рассмотреть судебную практику по вопросам использования электронной подписи в различных сферах.
Кроме того, электронная подпись находит широкое применение при использовании системы "клиент - банк" в организации финансовых отношений хозяйствующих субъектов с кредитными организациями. На практике нередки случаи использования электронной подписи для совершения действий в системе "клиент - банк" лицом, которое не является владельцем подписи. Как правило, сотрудники банков допускают, что электронная подпись может использоваться не тем лицом, на которое она оформлена, что не означает, что банк признает это законным. В данном случае можно говорить о нарушении конфиденциальности электронной подписи, при этом риски наступления неблагоприятных последствий несет клиент.
Действительно, при рассмотрении дел о списании денежных средств со счетов организаций в результате использования электронной подписи лицом, не являющимся ее владельцем, суды исходят из того, что банки обязаны исполнять платежные поручения, подписанные корректной электронной подписью, а факты передачи электронной подписи другим лицам рассматриваются как нарушение договора банковского обслуживания со стороны клиента. В качестве примера можно рассмотреть случай, когда в результате неустановленных технических неполадок со счета фирмы, использующей систему "клиент - банк", были списаны денежные средства в сумме более 1,7 млн. руб. Суд отказал обществу в требованиях о взыскании убытков с банка, поскольку платежное поручение было подписано действующей электронной подписью руководителя организации, но само общество нарушило условия договора с банком об обеспечении конфиденциальности, так как ключ данной электронной подписи был передан главному бухгалтеру [8].
Также следует отметить судебную и административную практику в случаях использования "чужой" электронной подписи при участии организации в торгах, предусмотренных законодательством о государственных закупках. Наиболее неблагоприятные последствия возникают для организаций, сведения о которых включаются в реестр недобросовестных поставщиков, в случае если организация признается уклонившейся от заключения контракта по результатам проведения закупки. Данное решение принимается в том числе в случае, если организация, признанная победителем закупки, должным образом и в установленный законом срок не подписала контракт. Электронные аукционы предусматривают заключение контракта в электронной форме и, соответственно, подписание его электронной подписью.
В судебной практике встречаются случаи, когда организации, победившие в электронных торгах, были признаны уклонившимися от заключения контракта по причине выявления информации о том, что контракт был подписан электронной подписью неуполномоченного лица, то есть "чужой" подписью. Так, например, в судебно-арбитражной практике имеет место случай, когда генеральный директор компании, победившей в электронном аукционе, подписал контракт электронной подписью своего предшественника (так как собственная электронная подпись на тот момент еще не была оформлена). Однако позднее, при публикации на электронной площадке сведений о дате назначения нового директора, заказчик обнаружил несоответствие и обратился в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (далее - ФАС РФ), и компания была признана уклонившейся от заключения контракта и включена в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, при этом данное решение ФАС РФ поддержал суд [9].
Особый интерес представляет случай, имевший место в административной практике, а именно спор о правомочности действий, совершенных лицом, использовавшим электронную подпись владельца при участии компании в электронном аукционе. Как следует из текста заключения ФАС России N РНП/223ФЗ-19/2014 от 12.11.2014 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в ходе проведения электронного аукциона сотрудник компании-участницы, используя электронную подпись директора организации, сделал последнее предложение о цене, которое оказалось "слишком низким", и заключение контракта по предложенной цене было явно нецелесообразным - компании пришлось бы работать себе в убыток. В результате компания-участница пыталась доказать, что у сотрудника не было полномочий делать предложения о цене. Важно отметить, что на рассмотрение обращения заказчика (ОАО "РЖД") о признании данной компании уклонившейся от заключения контракта комиссией ФАС РФ были представлены в том числе и объяснительная от данного сотрудника, и сам текст доверенности, из которых действительно следовало, что данный сотрудник не имел соответствующих полномочий. Однако комиссия ФАС РФ признала данную компанию уклонившейся от заключения контракта, посчитав действия компании, которые совершал указанный сотрудник, легитимными. В вышеприведенном заключении указано, что согласно положениям ст. 10 Закона об электронной подписи участники электронного документооборота при использовании усиленной электронной подписи обязаны в том числе обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, и компания-участница нарушила данные требования, поскольку допустила использование ключа электронной подписи, принадлежащего директору, иными лицами [10].
Отдельно следует упомянуть о судебной практике в сфере гражданско-правовых отношений, касающейся споров контрагентов о легитимности оформленных документов, подписанных электронной подписью неуполномоченного лица. Обобщение судебно-арбитражной практики показывает, что суды исходят из того, что если документ, законность подписания которого оспаривается одной из сторон, подписан действующей электронной подписью лица данной стороны, то данный документ считается подписанным должным образом и, соответственно, имеет юридическую силу. Так, например, суд, рассматривая спор организаций о легитимности товарной накладной, оформленной в рамках заключенного сторонами договора поставки товара и подписанной действующей электронной подписью сотрудника компании, вынес решение о взыскании задолженности с организации, оспаривающей легитимность данного документа. Данная организация утверждала, что электронной подписью сотрудника компании воспользовалось некое неуполномоченное лицо. В ходе разбирательства было установлено, что договором поставки было предусмотрено использование электронной подписи при оформлении первичных документов, и, поскольку данный документ был подписан действующей электронной подписью сотрудника компании, суд отказал в требовании организации, оспаривающей законность оформленной накладной [11].
Вышеприведенные примеры судебно-арбитражной практики показывают, что, несмотря на отсутствие в российском законодательстве прямого запрета на использование электронной подписи владельца другим лицом, передача ключа электронной подписи несет определенные риски наступления неблагоприятных последствий для ее владельца. Фактически данное действие владельца электронной подписи является нарушением требования закона о соблюдении конфиденциальности ключа, при этом для него наступают последствия, ставшие общепринятыми в судебной и административной практике: он считается лицом, самостоятельно подписавшим все документы, подписанные с помощью его ключа, а бремя доказывания обратного и установления действительного автора документа ложится на него самого.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в условиях стремительного научно-технического прогресса и развития информационных технологий применение электронной подписи и расширение области ее использования в различных сферах деятельности общества становятся необходимостью.
Использование электронной подписи нашло широкое применение в различных сферах: при заключении и исполнении гражданско-правовых сделок, при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций. При этом законодатель выделил несколько видов электронной подписи, установив требования к ним, условия их применения в зависимости от степени требуемой надежности и с учетом соблюдения принципа рациональности осуществления электронного документооборота в различных сферах ее применения.
Большой интерес представляют основные правовые вопросы и проблемы в области применения электронной подписи, рассмотрение и обобщение практики в различных сферах ее применения. Выявлена общая тенденция, имеющая место в судебной и административной практике, отражающая юридическую силу и значимость электронной подписи, подчеркивающая обеспечение защиты прав сторон в правоотношениях при их добросовестном поведении. Обобщение практики разрешения спорных ситуаций при использовании электронной подписи подчеркивает значимость ответственности владельца электронной подписи за ее использование, а также за обеспечение ее конфиденциальности.
В связи с быстрыми темпами развития применения информационных технологий в различных сферах деятельности общества следует предположить дальнейшее расширение областей использования электронной подписи. Не исключено, что в скором времени появится нормативная база, обеспечивающая возможность использования электронных подписей при заключении сделок между физическими лицами, например договоров купли-продажи, дарения, а также при оформлении иных правоотношений, таких как выдача доверенностей на представление интересов в государственных органах, при совершении сделок от имени уполномочивающего лица, оформление завещаний и т.п.
Источник статьи http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7134
Автор статьи
С.В. НИКОЛЮКИН
Николюкин Станислав Вячеславович, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой "Теория и история государства и права" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", Москва.
Список источников:
1. Из выступления В.В. Путина на первом российском форуме "Интернет-экономика" // http://kremlin.ru/events/president/news/50992.
2. Электронный файл, законченная именованная совокупность двоичной информации, набор данных, используемый программой или созданный пользователем. Файл является основным элементом хранения данных в компьютере, такая организация информации позволяет компьютеру отличать один набор данных от другого // Манишин С.В. Гражданско-правовое регулирование применения электронно-цифровой подписи в сфере электронного обмена данными: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 14 - 15.
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.
3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Издательский дом "Дело", 2011. С. 492.
4. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 287.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1970. С. 531.
6. Постановление от 3 марта 2003 года N 65-ст "О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации" Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии // СПС "КонсультантПлюс".
7. Под информацией в контексте Закона об информации понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления.
8. Постановление ФАС ЦО от 03.09.2013 N А35-10589/12 // URL: http://kad.arbitr.ru/Card/c58c9033-516e-4be3-bb67-50a9b7132467.
9. Постановление ФАС ЦО от 05.03.2012 N А23-2637/2011 // URL: http://kad.arbitr.ru/Card/e0f975d4-6156-4ef5-93f0-e5165c153e36.
10. Заключение ФАС России N РНП/223ФЗ-19/2014 от 12.11.2014 // URL: http://solutions.fas.gov.ru/attachment/16189/download?1416235349.
11. Постановление ФАС ВВО от 11.08.2010 N А43-5226/2010 // URL: http://kad.arbitr.ru/Card/fbec7ed8-7b3e-4512-9950-765353e106b9.